пятница, 6 мая 2016 г.

Подход к определению рынка

При составлении бизнес-плана необходимо проводить анализ рынка, а конкретно - определение объема рынка. Для этого обычно вводят следующие термины, для лучшего понимания и запоминания которых, я записал свою интерпретацию:

  • Potential Available Market (PAM) - объем всего рынка. Клиенты, которые могут хотя бы раз случайно столкнуться и заинтересоваться проектом, без изменения уровня культуры и социального статуса, но, возможно, с изменением своих привычек.
  • Total Addressable Market (TAM) - объем целевого рынка. Клиенты, которые могут заинтересоваться проектом без изменения уровня культуры, социального статуса и даже без изменения своих привычек.
  • Served Available Market (SAM) - объем реалистично достижимого сегмента. Все клиенты, включая клиентов у конкурентов, работающих в той же области, что и ваш проект, учитывающие ограничительные условия.
  • Serviceable Obtainable Market (SOM) - объем реалистично достижимой доли рынка. Доля клиентов с учетом влияния прямых конкурентов и аналогичные доли клиентов среди конкурентов в смежных областях.
Примеры:

Пример 1 из ФРИИ "Приложение для прослушивания музыки под iOS":
PAM - Количество загрузок приложений в год на всех платформах
TAM - Количество загрузок приложений под iOS
SAM - Количество загрузок приложений для прослушивания музыки под iOS
SOM - 1% от всего рынка

Пример 2 из ФРИИ "Рынок доставки еды из ресторанов":
PAM - Весь рынок ресторанов
TAM - Доля рынка, потенциально проходящая через доставку
SAM - Комиссия всех игроков рынка
SOM - 10% от всего рынка

Пример 3 "Онлайн-сервис для подписи текста с помощью ЭП":
PAM - Авторы и редакторы СМИ в интернете, блогеры и активные пользователи соцсетей
TAM - Те, кто желает не просто писать, но и подтверждать свое авторство и правдивость публикуемой информации
SAM - Те, кто пишет на ресурсах без запрета на такую функциональную возможность и кто имеет техническую возможность использовать данный сервис
SOM - 60% от всего рынка

Комментариев нет:

Отправить комментарий